И еще для пояснения тем, кто за тантрой или бинду видит скорпиона или секс-символ
Все ведические и йогические традиции – включая аюрведу, ведическую астрологию, йогу и тантру, – вращаются вокруг двух фундаментальных принципов – Агни и Сомы. А гни и Сома – это инь и ян йоги, так как двойственность пронизывает все уровни существования. Однако здесь мы не будем подробно исследовать все сложные взаимоотношения между Агни и Сомой и ограничимся лишь теми, которые использует практическая йога.
Хотя Агни буквально означает огонь, все же смысл этого слова гораздо шире и символизирует все то, что имеет прямое или косвенное отношение к огню: высокая температура и энергия, жар отречения и свет знания. Агни способствует росту, расширению, подъему и преобразованию благодаря огню, сокрытому в земных вещах и стремящемуся к небесам. Таким образом, Агни – это внутренний дух сознания и сокровенная сущность вещей и явлений, которые проявляют лишь свои внешние одежды.
Сома – антипод Агни и связана с водой или с любой жидкостью. Символ Сомы – Луна. Сома охлаждает, формирует слияние и сохраняет. Если Агни сравнивают с тем, кто ест, пьет и наслаждается, то – Сома это то, что пьют и чем наслаждаются. Сома означает нектар или амброзию (амриту), т.е. бессмертие. Под этим подразумевается все то, что способствует расширению сознания и развитию подлинного (а, следовательно, постоянного) наслаждения. Радость юности и счастье творчества, красота и созерцательная способность уравновешенного сознания также являются частью Сомы.
Йога манипулирует сексуальной энергией не для того, чтобы затем рассеять ее в обычном сексе или для продолжения рода, а ради просветления сознания. В этом отношении огонь Агни отождествляется с женской энергии (или с Шакти), а вода Сомы – с мужской энергией (или с Шивой). Сексуальная мужская энергия или сперма бела и прохладна, как Луна, в то время как сексуальная женская энергия красна и горяча, как кровь. В алхимии сексуальную женскую энергию отождествляют с серой, а мужскую – с ртутью. Йога стремится объединить потенции Агни и Сомы.
Нетрудно заметить, что характеристики сексуальных энергий мужчин и женщин противоположны их телесной природе. Так, например, мужчина по своей натуре более агрессивен и напорист (качество огня), а женщина более уступчива и мягка (качество воды). Таким образом, природа сексуальной энергии указывает на присутствие противоположного пола внутри нас, что означает стремление к слиянию двух противоположностей в гармоничное единство. Сексуальный огонь в женщине – это часть мужской энергии, растворенной в водной природе женщины, а сексуальная вода мужчины – это часть женской энергии, растворенной в огненной природе мужчины. Каждая противоположность содержит в себе семя и зародыш собственной противоположности, и потому сексуальное желание есть не что иное, как стремление к восстановлению первоначального утраченного единства. Именно на это и нацелена тантрическая йога, так как без этого невозможно преобразовать сознание. Хотя некоторые тантрические традиции используют в этих целях так называемые внешние формы, которые требуют взаимодействия мужчины и женщины как партнеров в сексуальном акте, внутренние методы не нуждаются в таком партнерстве, так как эти противоположные энергии уже есть в каждом из нас.
Очищение сексуальной энергии
Сексуальная энергия в ее обычном выражении не пригодна для практики йоги, так как она покидает нас, и потому такой метод обращения с энергиями сравнивают с употреблением наркотиков, которые также приносят наслаждение ценой утраты энергии. Поэтому, прежде всего, необходимо очистить сексуальные энергии и сделать их тонкими. Согласно аюрведе, наши органы и тело сотканы из семи тканей, которые сформировались благодаря переваренной и усвоенной пище: 1) плазма; 2) кровь; 3) мышцы; 4) жир; 5) кость; 6) нервные сплетения; 7) репродуктивная ткань.
Каждая последующая ткань представляет преобразование предыдущей, подобно тому, как молоко становится маслом, и хотя в количественном отношении каждая последующая ткань все более уменьшается, ее потенциальные возможности увеличиваются. Например, количества плазмы значительно больше, чем спермы, но репродуктивная жидкость содержит гораздо больше концентрированной энергии, чем плазма.
Репродуктивная жидкость является наиболее мощным компонентом тела и конечной квинтэссенцией пищеварительного процесса. Если она способна создать новую жизнь, то сможет возродить и жизнь отдельного органа. Таким образом, энергия репродуктивной ткани необходима для достижения любого внутреннего преобразования.
В то время как пробужденная сексуальная энергия обычно извергается наружу для получения кратковременного удовольствия, практическая йога направляет эту энергию внутрь для пробуждения и постоянного наслаждения более высоким сознанием. Чтобы приблизить этот процесс постоянного наслаждения, необходимо переместить сексуальную энергию с ее обычного места локализации в нижних чакрах к верхним чакрам. 1десь имеется в виду не грубый субстрат (сперма), а тонкие флюиды, астральные копии сексуальной энергии. Если нам не удалось поднять к голове достаточное количество репродуктивных флюидов, очистить их и затем опустить вниз, к основанию позвоночника, это означает, что мы еще не готовы к практике йоги.
По мере продвижения репродуктивной жидкости к голове флюиды дистиллируются и становятся Сомой. Для этого требуется прокалить желания в огне очистительного дыхания и обнаружить Божественный огонь внутри себя. Сому, или наше стремление к исполнению желаний, зафиксированных на внешнем мире посредством активизации нижних чакр, нужно переориентировать на внутренний мир посредством активизации верхней чакры, или третьего глаза. После этого Агни (силу восприятия и внимания) следует переместить от головы к основанию позвоночника, т.е. от фиксации чувств на внешнем мире к фиксации на внутреннем источнике жизни. Но для этого необходимо уравновесить беспокойный ум, отделить его от сенсорных стимуляторов, которые обусловливают энергию ума, и обнаружить более глубокое восприятие, сокрытое в глубинах Бессознательного. Многие йогические методы, особенно те, которые включают культивирование преданности, преследуют именно эту цель очищения сексуальной энергии, применяя асаны (йогические позы), пранаямы (дыхательные упражнения), мантры, медитацию, музыку и пение.
Нада и биндуАгни, или Огонь, локализован в корневой чакре, у основания позвоночника, и связан с силой Кундалини, которая обитает там же. Сома же, или прохладный нектар амриты, локализован в коронной чакре, над макушкой головы. Согласно тантрической йоге, когда жар Огня достигает Сомы, он растапливает амриту и происходит слияние Агни (Шакти) с Сомой (с Шивой). Иными словами, Огонь, или Шакти, – это восхождение нашего духовного стремления к Божественности, а Сома – это снисхождение милости Бога к нам. Оба фактора необходимы, и каждый служит для взаимного дополнения и поддержки.
Агни связан с надой, изначальной и восходящей звуковой вибрацией, а Сома – с бинду, каплей чистого нисходящего пробуждения. Взаимодействие нады (Шакти) и бинду (Шива) создает Вселенную. Нада олицетворяет женскую энергию интенсивной преданности и стремления, а бинду – мужскую энергию ясного и беспристрастного созерцания. Сила нады возрастает при работе со звуком и мантрой, а сила бинду возрастает с углублением медитации и самосознания.
Вайю – воздух или дыхание
Между двумя антиподами Агни и Сомой сокрыт третий принцип, который рождается при слиянии первых двух. Агни и Сома – огонь и вода – образуют Вайю (ветер или воздух). Космические мужские и женские силы, отец и мать, объединяясь, создают ребенка по имени Жизнь, или Прана. В то время как обычная сексуальная активность жизни воспроизводит саму себя, создавая внешние формы, практическая йога проявляет внутреннюю, или духовную, жизнь. Так возникает новое измерение жизни или подлинная реальность сознания, неограниченного физическими формами.
Тантра утверждает, что Божество Вайю живет в сердечной чакре, которая связана со стихией воздуха. Союз Агни и Сомы открывает эту чакру и насыщает ее энергией. Обычно тантра связывает Агни с двумя нижними чакрами земли и воды (муладхара-свадхистхана), Вайю – с чакрами огня и воздуха (манипура-анахата), а Сому – с двумя верхними чакрами эфира и ума (вишуддха-аджна).
Сурья—солнце
После того как три принципа начали функционировать, возникает четвертый, унитарный, принцип, объединяющий все остальные. Агни, Сома и Вайю сливаются в Сурье, т.е. огонь, вода и воздух стираются в одну сущность – солнце, которое олицетворяет источник тепла, света, осадков и жизни.
Этот солнечный высший принцип является началом и концом трех принципов, а также центром, вокруг которого вращаются все движения. Согласно Ведам, Я, или Атман, сияет как Солнце внутри сердец и представляет центр нашего бытия. Следовательно, высшей йогой является солнечная, или тантрическая, йога, потому что она нацелена на проявление Божественного Света Сознания, Солнца Солнц внутри нас.
ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС –
ДУХОВНЫЕ ЭНЕРГИИ ВОЗДУХА, ОГНЯ И ВОДЫ
Познакомившись с основными принципами йоги, мы можем детальнее поговорить о том, как действуют тонкие энергии ума и тела. Для этого введем некоторые понятия ведической медицины – Аюрведы, которая даст нам возможность больше узнать не только о свойствах физического тела, но также о его тонкой природе, основанной на универсальных космических и биологических принципах. Многие практические рекомендации тантры восходят к основам Аюрведы, и поэтому высшие аюрведические практики связаны с тантрой.
Наука Аюрведы опирается на теорию трех дош, или концепцию трех биологических сил: вата (воздух), питта (огонь и капха (вода). Эти силы макрокосма являются важнейшими структурирующими факторами и в микрокосме тела, представляя собой различные органические типы. Аюрведа рассматривает их как взаимодействие трех сил с преобладающим влиянием одной из них...
Агни, Вайю и Сома
В Ведах часто упоминаются Божества Агни, Вайю и Сома, которым соответствуют: теджас и Богиня речи Вак, прана и ведущий Бог Индра, а также оджас и напиток бессмертия амрита под управлением Сомы. И все же Агни, Вайю и Сома – более тонкие энергетические сущности, чем теджас, прана и оджас, в чем убеждает йогическая практика. Возвышенная форма оджаса превращается в Сому, концентрированная форма теджаса – в Агни, а универсальная форма праны – в Вайю или Индру...
Движение Кундалини
Регулярная йогическая практика активизирует прану, теджас и оджас (Вайю, Агни и Сому) и освобождает наше сознание, проявляя природу Атмана и Абсолюта (Брахмана).
Как уже говорилось выше, Агни, или огонь, локализован в форме Кундалини-шакти, или змеиной силы, в основании спинного хребта, символизируя центр Земли, в котором кипит огненная стихия. В этом подземном алтаре пылают все наши вожделения и страсти, вырываясь наружу, подобно молниям и извержениям вулканов. Кундалини-шакти, как и Агни, олицетворяет речь, которая также обладает пламенной природой. Санскритский алфавит зафиксировал все совершенные вибрации, из которых формируется пламенная речь, в форме биджа-мантр. Этими буквами, как гирляндами, украшены шеи Богинь.
Сома (символ воды и Луны) живет в головной чакре в форме нектара бессмертия, подобно дождю, сокрытому в грозовых тучах. По мере того как огонь Кундалини восходит сквозь центральный канал сушумны, приближаясь все ближе к Соме, нектар амрита оттаивает и начинает снисходить, капая вниз. Когда огонь достигает вершины головы и Сома пропитывает все тело до самого основания позвоночника, наступает самореализация. Это означает, что Агни и Сома меняются местами и поглощаются сердцем
Вайю, или прана, – это молниеносные вспышки (видьют), которые управляют подъемом Агни и спуском Сомы. Прана в сердце побуждает Агни и Сому (теджас и оджас) к слиянию. Союз Агни и Сомы интегрирует и преобразует прану из смертной энергии в энергию бессмертия. Так происходит рождение духовного сознания, подобного ведическому Божеству Индре.
http://om-yoga.info/2011/03/06/praktika ... aya-nauka/