ФОРУМ ПЛЕЯДЫ/СТОЖАРЫ http://pleiadesstozhary.4admins.ru/ |
|
Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. http://pleiadesstozhary.4admins.ru/viewtopic.php?f=37&t=167 |
Страница 8 из 10 |
Автор: | Fenix [ 15 апр 2013, 16:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (3) ОБОСНОВАНИЕ: В предыдущем упражнении эффект активизации чакр достигался благодаря "вращению" чакр вокруг некоторой горизонтальной оси. Понятно, что основная работа здесь проводится значительно больше за счет внутренней энергии организма, чем при участии внешних пранических токов. Однако наш организм очень тесно связан с окружающей средой и теми полями, в которых мы находимся. Можно несколько усложнить процесс активизации чакр и вовлечь в эти процессы энергии внешней природы. МЕТОДИКА: 1. Сесть в медитативную позу со скрещенными ногами, выпрямить спину и, закрыв глаза, расслабиться. 2. Для пробуждения Муладхары и Свадистханы сделать полный йоговский вдох и Мула-бандху (т. е. на задержке дыхания после вдоха резко и с силой втянуть анус вовнутрь, как бы стараясь "достать" до шеи). После 2—5 минут упражнения чакры разогреваются, и в них ощущается теплота. 3. При раскрытии Манипуры используется образ энергетического шнура желтого цвета, который соответствует цвету самой Манипуры. Встать прямо, ноги раздвинуть на ширину плеч, руки поднять вверх, причем ладони направлены кверху, параллельно земле, а пальцы ото гнуты назад. Мысленно видим, как энергия идет к нам из Космоса, и руки ее собирают наподобие телевизионной антенны. Мы концентрируем эту энергию в виде шнура и ввинчиваем, закручиваем этот энергетический шнур через левую ладонь по часовой стрелке, пропуская его через руку в солнечное сплетение и далее вниз, в землю. Из земли через левую ногу в солнечное сплетение и правую руку вверх ввинчивается еще один энергетический шнур. 4. Стоя прямо, ноги вместе и руки в стороны, поворачиваем левую ладонь вверх, а правую — вниз. Через левую ладонь ввинчивается шнур голубого цвета из Космоса параллельно земле, он проходит через правую руку и уходит в Космос. Снизу из земли вверх по позвоночнику и далее в Космос закручивается белый шнур. Вокруг чакр оба шнура проходят так, как будто они эти чакры закручивают. Голубая по цвету Вишудха-чакра пробуждается. 5. Для раскрытия Анахата-чакры направляем энергию на нее сверху и снизу. Вращая Манипуру против часовой стрелки, направляем энергию вверх к Анахате; вращая Вишудху по часовой стрелке, направляем энергию вниз. Оба энергетических потока сливаются в одном сердечном нервном центре. Желтый цвет Манипуры и голубой Вишудхи образуют, сливаясь, зеленый Анахата-чакры. 6. Для раскрытия Аджна-чакры вращаем Анахату против часовой стрелки и направляем энергию в Аджна-чакру. Одновременно сверху из Космоса через макушку ввинчивается белый энергетический шнур. Два встречных потока энергии раскрывают Аджну. ЭФФЕКТ: Тот же, что и для ранее рассмотренных упражнений. Использование энергетических шнуров, привлеченных из Космоса, позволяет также достичь в некоторой степени эффекта медитативной пранаямы, т. к. внутренние энергетические дисбалансы могут быть ликвидированы за счет такой практики. Примечание: 1. Еще раз следует напомнить, что основной закон йоги — не торопиться! Даже самое виртуозное владение своим телом и внутренней энергией еще мало что значит без соответствующего морально-духовного прогресса. Главное — четко представлять себе цель, которую вы стремитесь достичь, практикуя данные упражнения. Бесцельные занятия йогической практикой ничего хорошего дать не могут. С сайта Тибетская медицина. |
Автор: | Сакура [ 16 май 2013, 21:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Постарайся помнить, что ты принимаешь информацию через уникальный фильтр — фильтр, созданный тобой для того, чтобы не давать тебе вспомнить слишком много. Игра закончилась бы, если бы ты все вспомнил. Ты пришел сюда по определенной причине, и твоя Божественная Цель была бы разрушена, если бы ты понял, как устроен этот мир. На этом уровне сознания некоторые вещи навсегда останутся тайнами, и это правильно. |
Автор: | Наташа [ 08 июл 2013, 10:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Верхний Мир Без-Форм Небытие и Пустота Сейчас мы поговорим о Верхнем Мире Без-Форм. Но прежде чем приступить к обсуждению, я бы хотел затронуть вопрос о часто используемых терминах "небытие" и "пустота". В японском буддизме часто смешивают понятия "небытие" и "пустота". Однако это два совершенно разных состояния. Небытие - это состояние существования того, кто попал в Нижний Мир Без-Форм. Это случается, например, тогда, когда кто-либо не накапливает Заслуг и усердно занимается только теми видами практики, которые называются "гё" (технические приемы духовной практики). Небытие - это полная темнота, где ничего не существует. Пустота, с другой стороны, - это состояние того, кто вошёл в Верхний Мир Без-Форм. Это целый океан Света. Там нет ничего, кроме Света, поэтому оно и соответствует слову "пустота". Как видите, это несравнимо более высокая ступень духовной практики, чем Небытие. Верхний Мир Без-Форм Верхний Мир Без-Форм может быть подразделён на четыре части (снизу вверх): Состояние Безграничного Пространства, Состояние Безграничного Различения, Состояние Отсутствия Собственности и Состояние Не-познания и Не-непознания. Вот порядок расположения этих миров или состояний реальности души. Состояние Безграничного Пространства Состояние Безграничного Пространства - это состояние, в котором душа (сознание) расширяется безгранично. Подобно воздуху, сознание может свободно расширяться или сжиматься. Души, испытавшие это состояние, постепенно расширяют это пространство в соответствии со своей кармой и в дальнейшем пребывают в этом мире. Другими словами, это ступень развития на пути совершенствования Четырёх Великих Неизмеримых Состояний Души. Давайте приведём пример. Предположим, что несколько человек практикуют Святую Любовь. Однако уровень развития каждого из практикующих разный, что отражается на этом пространстве, пространстве души. Чем больше практиковать Святую Любовь, тем большим пространством души можно обладать. Вот значение Состояния Безграничного Пространства. Состояние Безграничного Различения Следующее состояние называется Состоянием Безграничного Различения. Наша душа, исходя из опыта, которым она обладает, может испытывать к объекту, например, Злобу, или же иметь по отношению к нему какие-либо Заблуждения или же Пристрастие. Пристрастие означает захваченность. Но тот, кто практикует Четыре Великих Неизмеримых Состояния Души, может постепенно уменьшить эти три яда: Пристрастие, Заблуждение и Злобу, и сила различения ослабляется. В конечном счёте, страдание уже не воспринимается как страдание, и печаль больше не заставляет печалиться. Состояние Безграничного Различения - это как бы конечный пункт, к которому приводит подобное отсутствие ощущений. Существа, достигшие этого состояния, полностью отказались от удовольствия и страдания. Состояние Отсутствия Собственности Третье - это Состояние Отсутствия Собственности. Мы многократно перевоплощаемся, будучи захваченными чем-либо. Но если мы достигаем Состояния Отсутствия Собственности, то таких понятий как Захваченность, Захваченность внешними факторами, не существует. Но, хотя этого и не существует, из-за прошлого опыта душа полностью не прекратила действия тела, речи и мыслей. В конечном счёте, войти в Состояние Отсутствия Собственности можно только будучи в состоянии Самади. Состояние Не-познания и Не-непознания Четвёртое - Состояние Не-познания и Не-непознания. Можно сказать, что это состояние, в котором отсутствует познание каких-либо объектов. Итак, когда душа достигает такого состояния, в какой бы мир она ни переместилась, все миры она воспринимает одинаково. |
Автор: | Fenix [ 15 окт 2013, 15:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Зона комфорта. Иллюзия Свободы. На пути к Абсолютной Чистоте Сознания (Просветлению) существует одна серьезная преграда – поиск Зоны Комфорта… Чтобы человек ни делал – он постоянно ищет свою Зону Комфорта. Человек старается, чтобы ему было комфортно. Он одевается тепло когда холодно, берет зонтик когда обещают дождь, выбирает дорожку почище, берет еду прозапас… Все вроде бы нормально и не вызывает нареканий, но если приглядеться повнимательнее… Почему существуют страдания? Для чего душе страдания? Зачем она устраивает это себе?... Конечно, легко можно увидеть в вышеупомянутых примерах, что комфорт иллюзорен. Что нужно принимать любую погоду, что чистота одежды – иллюзия продиктованная системой. Но это лишь самые легкие примеры. Для начинающих А вот ответь на вопрос – для чего тебе Свобода, Просветление, Способности, Видение, Развитие и тд… Не является ли это поиском Зоны Комфорта?... Действительно, если ты задумался над этим вопросом, то ты понимаешь - поиск Зоны Комфорта уходит очень глубоко, за пределы личности. Это тонкая работа Души. И очень непросто разглядеть - где иллюзорная Зона Комфорта, а где соблюдение гармонии и баланса… Гармония – независима от ситуации, мирских условий. Душа стремится находиться в Гармонии - всегда! Её часть - личность, стремясь сбежать от боли, страданий, дискомфорта – бежит от этого стремления! И Душа ищет разные способы Принятия. Пробует, тестирует, экспериментирует. То создавая позитив в трудностях, то создавая безвыходные ситуации и тд… Разделяет хорошо и плохо… чтобы потом соединить их в абсолютном восприятии где все – равно… Она это делает вне осознания ее маленького подопытного я. Конечно, ведь, человеку сложно сознательно переживать страдания, не пытаясь это исправить. А довести до ума нельзя. Он может завести в ловушку. Ведь если ты нарочно будешь искать страдания, то это также поиск Зоны Комфорта, только вывернутый на изнанку, извращенный. Да мало ли в религиях примеров таких, по которым боженька обязательно якобы в рай заберет всех страдальцев… Души, близкие к Просветлению, не заботятся о Зоне Комфорта. Так, если у такого человека возникает боль где-то, которую он бы с легкостью устранил бы в медитации, он может этого и не делать. И продолжает осознавать свою боль. Он Принимает ее. Для него НЕТ КОМФОРТА! Нет – лучше и хуже. ВСЁ – РАВНО! Он собрал свое неравенство, разделенность, объединил, и теперь просто осознает… И никто не может им управлять. Нет над ним никакой власти. Даже богов… Правда, в человеческом мире, такой человек может не признаваться как Просветленный. Ведь, личности не пойдут за больным и бедным. А крутые эзотерики будут кричать – разве ты просветленный, что не можешь решить такую легкую проблему, как о здоровье, будут пытаться научить его чему-то, помочь ищя при этом свою Зону Комфорта……. Итак, давайте обратим взгляд на нашу жизнь. Посмотрим на наши Зоны Комфорта и где они заканчиваются. Какие у тебя Зоны Комфорта? - Чтобы тебе никто не мешал спать? - Чтобы в автобусе никто не касался тебя и не дышал противным запахом? - Чтобы никто не подумал о тебе неправильно, не исказил смысл твоих слов? - Чтобы срочно восстановить утерянный доступ к любимому ресурсу? - Чтобы ты не зависел ни от кого и ни от чего. Мог идти куда хочешь. Делать что угодно. Был свободен? В большом разрезе, Свобода – это иллюзия знания несвободы… Любой поиск Зоны Комфорта порождается ложными чувствами собственности и потребности . Когда ты переходишь к осознанию, где у тебя ничего нет и тебе ничего не нужно, ты не заботишься о своей Зоне Комфорта. Ты свободен от свободы… Поиски Комфорта не могут привести к Просветлению, поиски Дискомфорта тоже… Любые поиски нацелены на получение. Но Просветление находится за пределами не только собственности, но и потребности. То есть, у просветленного Сознания нет даже опыта – накапливания. Просветленное Сознание ничего не познает. Не потому что все знает. Но потому что оно – Чисто… и прозрачно… и оно - Осознает... |
Автор: | Я - Ра Слав [ 15 окт 2013, 18:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Истинная Свобода, это когда Сам Себе можешь Запретить что-то... |
Автор: | Harell [ 15 окт 2013, 21:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Я Ра Слав писал(а): Истинная Свобода, это когда Сам Себе можешь Запретить что-то... Может Свобода, а может это Воля. Приказать себе не любить, не думать, не вспоминать, не ненавидеть... Ты одеваешь себя в железную броню, заковываешь сердце и запираешь на замок. Разве это Свобода? Это твоя собственная тюрьма... Вообще много говорится об истинной свободе. Вот только не всегда понятно свобода от чего??? |
Автор: | Я - Ра Слав [ 15 окт 2013, 21:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Может и так... |
Автор: | Fenix [ 31 май 2014, 15:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Дзен медитация О том как сидеть в Дзен медитации вы можете прочитать в интернете. Поэтому поговорим о том как во время медитации должен “сидеть” ум. Прежде всего, не боритесь со своими мыслями, не пытайтесь их остановить или как-нибудь на них воздействовать, так останавливать свои мысли вы будете другими своими мыслями. Мысли приходят и уходят, как облака на небе. Если на них не обращать внимания, они постепенно иссякнут и ум станет чистым. Это как замутненная вода в стакане. Если стакан не трогать, муть осядет, и вода очистится. Мысли питаются нашим вниманием к ним. Как только какую-нибудь из них мы оцениваем (по шкале “плохо-хорошо”, “нравится-не нравится”, “хочу-не хочу”), мгновенно она занимает все наше внимание, и, оседлав ее, мы уносимся куда-то очень далеко из зала медитации. Во время Дзен медитации мы не закрываем глаза, так как при закрытых глазах включается образное мышление (пойдут картинки). Чтобы поток автоматического мышления меньше отвлекал, прикройте глаза так чтоб остались лишь щелочки. Обратите внимание на всех скульптурах и иллюстрациях глаза у Будды почти закрыты. Если же во время медитации вас начинает одолевать сон, то откройте глаза пошире. Существует много методов (“костылей”), помогающих на первых порах никуда не улетать в мыслях во время медитации. Можно читать мантру. Можно следить за дыханием, считая выдохи. Один, два, три… до десяти. Затем опять до десяти, и опять до десяти и т.д. Как только вы начинаете считать “одиннадцать, двенадцать…”, значит уже спите. Еще один очень неплохой способ удерживать ум сосредоточенным и спокойным: Наши руки во время Дзен медитации замкнуты в мудру на точке, находящейся на два пальца ниже пупка. Это центр нашего физического тела, центр первичной энергии и центр интуиции. Если сосредоточить внимание на этой точке, то через какое-то время можно “услышать” (ощутить) там биение пульса. Сначала просто следите за ним, а когда он станет отчетливее, Начните под его удары повторять какую-нибудь мантру. Например: “ГА-ТЭ-ГА-ТЭ-ПА-РА-ГА-ТЭ-ПА-РА-САМ-ГА-ТЭ-БОД-ХИ-СВА-ХА”. Пока ваш ум занят повторением мантры, счетом выдохов, или отслеживанием пульса, обратите внимание на то, что вы осознаете, что делает ум, следите за его деятельностью. Откуда вы следите? Кто следит, если ваш ум занят? Кто вы? ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! |
Автор: | Fenix [ 31 май 2014, 15:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
Техника медитации для начинающих М: В чем заключается техника медитации дза дзен? На чем надо концентрироваться, на чем не надо, как расслабляться? Ведь концентрироваться на потоке мыслей, которые проходят в голове, очень сложно, тогда как концентрироваться на теле, на дыхании – легче. А: Давайте начнем с азов. Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы о технике медитации, для начала надо выпрямить спину, закрыть глаза, и попробовать выполнить такое задание: 30 секунд ни о чем не думать. Все, время пошло. Теперь давайте поговорим с вами, не выходя из этого состояния. И из этого состояния скажите, получилось ни о чем не думать? М: Нет. Я попробовала сосредоточиться на дыхании, а не на мыслях. А потом поняла, что это сосредоточение на дыхании тоже есть мысль, определенный контроль. И тогда я попробовала не следить и за дыханием. И тут я подумала, что я уже очень много думаю. Это была одна из очередных мыслей, которая родилась в голове. А: Теперь так же закройте глаза, продолжая ни о чем не думать. Почувствуйте, как ваше лицо напряжено. Чувствуете, как пульсируют зрачки? Почувствуйте, как много у вас контроля за собой. Вы «держите» лицо, контролируете его. Бессознательно, но очень четко. В нем очень много зон напряжения. М: Тогда для меня медитацию надо начинать с контроля над телом, и не только над лицом. Наверное, я интуитивно почувствовала, потому что начала с дыхания. А: Да, в дзенских монастырях такая предварительная работа была совершенно ни к чему, потому что там сама по себе атмосфера глубочайшей тишины и покоя, сосредоточенности. Там этого не требуется. Такая предварительная работа требуется нам, городским жителям, которые погружены в пучину ужасной суеты. И вот мы «держим» наше лицо, как защитную маску, мы постоянно держим оборону, привыкнув к ней и не замечая ее. И этот контроль очень тесно связан именно с ментальным шумом. Интенсивность ментального шума и интенсивность контроля, как это ни парадоксально звучит, это компенсаторные вещи, уравновешивающие друг друга… И именно здесь находится первая ловушка медитации дза-дзен. Потому что многие начинают практиковать медитацию именно как контроль за ментальным шумом, не понимая того, что подливают масло в огонь. А восточные авторы об этой ловушке умалчивают. Это более чем странно, но, видимо, у них считается, что если человек сам это преодолел то это в сто раз полезнее, чем если об этом сказать… М: Вы говорили, что в медитации не должно быть контроля. Это должно быть наблюдением за ментальным шумом. Но у меня не ментальный шум, у меня лавина мыслей. А: Это и есть ментальный шум. М: Если я их не начинаю контролировать, то через какое-то время я чувствую, что улетела мыслями так далеко… Какая там медитация! Я уже столько проблем решила в своей жизни за эти тридцать секунд. А: Совершенно верно. И поэтому, казалось бы, такое простое по форме упражнение – сидеть и ни о чем не думать – превращается в нечто сложное. Это первый шаг на пути истинной медитации, который мы делаем. Техника медитации сплошь пронизана таким нюансами, не зная которых можно сильно навредить. Для того чтобы достичь этой тишины, просто сказать себе «стоп» недостаточно. М: Что же надо делать? А: Разбираться. Разбирательство с этим и есть не что иное, как медитация. Итак, просто сидеть и ни о чем не думать не получается. Есть ментальный шум, источником происхождения которого является очень большое количество контроля. И когда вы немного побудете в дза-дзен, вы почувствуете, каким образом это взаимосвязано не теоретически, а на глубинном, нутряном уровне. И есть возможность идти дальше. Вы не можете удержаться в тишине тридцать секунд. А один миг можете? М: Миг, наверное, могу. Может быть, даже два мига. А: Более того, вы сможете это делать до тех пор, пока колокольчик, который я держу в своей руке, будет затихать. М: Но я буду слышать этот звук и каким-то образом соотносить свое безмыслие с этим звуком. А разве это не контроль? А: Да, это контроль. Но уже более тонкий. А что в вас видит этот ментальный шум? Что в вас начинает различать столь тонкие грани, границы и градации этого шума и его отсутствия? И его взаимодействия с контролем? В вас это видит нечто, отличное от этого контроля. Назовем ту часть вас, которая это наблюдает, «наблюдателем». И снова будем практиковать дза-дзен. Уже 5 минут. Сильно изменилось состояние? М: Есть такое слово – «умиротворение». У меня, я думаю, состояние головокружения и тошноты вызвали состояния, когда не было этого контроля. Моему организму это настолько непривычно. А: Совершенно верно. Для сознания нужна определенность, оно не может терпеть неопределенности. М: Наверное, мой организм настолько привык к состоянию контроля, что состояние без контроля – это для сознания состояние неопределенности. Может быть, в этот момент энергетика по-другому работает? Мы наполняемся чем-то другим, и пока я не в состоянии ни принять этого, ни работать с этим. Очень тяжело. А: Тяжело, потому что непривычно, а организму и психике – легко. М: Потом – да. Но в тот момент, когда все поплыло, тут же накатывает страх. Я вся скуксилась, собралась и вернулась в прошлое состояние. А: Это еще одна удивительная иллюзия, в которой пребывает обыденное сознание. Оно считает, что остановить ментальный шум очень легко, пока не сталкивается с этим. И в то же время наше сознание уверено, что когда оно находится в каком-то состоянии аффекта, то сделать с этим что-либо практически невозможно, что ситуация не поддается контролю. А на самом деле успокоиться очень легко. Достаточно сосредоточиться на дыхании или подержать ладони на лице. М: Люди, видимо, интуитивно сразу хватаются за лицо, если происходит что-либо страшное. А: Да, только они это делают неправильно. Поэтому толку очень мало. Они усиливают это напряжение в своем хватании, потому что они воспринимают это как жест отчаяния, тем самым только добавляя отчаяния в свое состояние. Так же как курение, оно же может быть сакральным актом. Объединение с духом огня: Я своим дыханием даю жизнь огню. Это очень сильная медитация. И индейцы ее используют именно как медитативную настройку. А мы курим совершенно бессмысленно, вдыхаем канцерогены. Поэтому они могут курить сколько угодно, им вреда для здоровья от этого не будет. А вот когда глотаешь дым в суете… Это гораздо важнее, чем химический состав этого дыма. Дальнейший путь погружения в глубины и таинства дза-дзен без каких-то целенаправленных установок и знаний невозможен. И, конечно, практика, практика, практика. Банкэй*, например, не имея учителя, добился просветления через медитацию дза-дзен, просто потому что он сидел в нем сутками напролет. И в какой-то момент он настолько сильно от этого устал, что у него просто «сломалось» эго от перегрузки. Такое иногда бывает: когда очень сильно устаешь, доводишь себя до полного изнеможения, вдруг совершенно неожиданно для самого себя начинаешь присутствовать в каждом движении, сознание становится ясным. Почему? На поддержание механизмов защиты эго также как и на все другие функции организма требуется энергия, а когда она заканчивается, то мы оказываемся гораздо более адекватными, чем когда мы свежие и отдохнувшие. Вернемся к технике медитации. Итак, созерцая ментальный шум, его не остановить. Но первый шаг на пути его остановки – это ослабление контроля через глубокое расслабление. Следующий шаг в достижении цели медитации уже делается исходя из того, что мы только что проработали. Но в чем состоит цель медитации? Цель очень простая на первый взгляд: вырастить миг ментальной тишины до размеров минут, потом часов, дней, в конце концов всей жизни. И вот здесь, в этом месте возникает вторая ловушка, с которой сталкиваются все адепты, практикующие медитацию, все без исключения. Они пытаются просто тупо расширить этот миг. Каким-то образом продлить его. М: А как его можно «тупо» расширить? А: Не думая и не думая, и еще не думая. Кстати говоря, в книге «Смерти вопреки»** описывается перевертыш такой практики. Там пишется, что таким образом можно достичь ментальной тишины и покоя, но люди, которые достигают ее таким образом, очень отличаются от тех, кто достигает их по-настоящему. Это состояние подобно состоянию сна без сновидений. Для того, чтобы сдвинуться с этой мертвой точки, нам необходимо более тщательно изучить этот миг тишины и понять, каково его основное свойство и почему это свойство столь мимолетно, и мы не можем его удержать дольше. Это вторая ступень на пути овладения техникой медитации. Путь поисков ответа на этот вопрос достаточно длинный и изощренный и у некоторых адептов, особенно занимающихся без наставников, он может занять годы. Та пустота и отсутствие мыслей, которые возникают в этот краткий миг, вовсе не являются просто пустотой, паузой, как мы обычно наивно полагаем. Эта пустота заполнена, и заполнена до максимума. И именно эта заполненность не позволяла ментальному шуму возобновить свой привычный гремящий поток. Чем же она заполнена? Не чем иным, как присутствием внутри самого себя. Чтобы вам стало понятнее, я просто переформулирую цель медитации, и теперь, на втором этапе, она будет звучать иначе. Если на первом этапе она звучала как высвобождение от ментального шума, то на втором этапе ментальный шум перестает быть в фокусе поставленной перед нами задачи. Как это ни поразительно звучит, но именно попытка высвободиться от ментального шума (во вторую очередь после контроля) и способствует его возобновлению: мы все время его непроизвольно ждем. И этим ожиданием мы его и провоцируем на то, чтобы он вновь появился. Что такое ментальный шум и его остановка понимали даже дети в возрасте девяти лет. Так что с этого возраста люди вполне могут начать практиковать медтиацию, если у них будет очень большое желание. М: Вы говорили, что ребенок полностью растворен в ментальном шуме. Он его контролирует или нет? А: Нет. Ментальный шум его контролирует. Он ментальный шум не контролирует никак. Он не осознает его присутствия. И если взрослому человеку, если он не деградировал (некоторые люди в пожилом возрасте тоже не в состоянии это понять), это можно как-то объяснить, то маленькому ребенку этого не объяснить в принципе. Он не в состоянии понять, что в нем это течение происходит. Итак, меняем цель медитации. Чтобы ее поменять, мы должны обнаружить, что, во-первых, ментальный шум – это не все, что у нас есть тогда, когда мы его созерцаем. Что помимо ментального шума есть еще и точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает (которой у детей действительно практически нет, и именно поэтому дети не могут в принципе отличить себя от ментального шума). Итак, есть точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает. Что же это за точка? Ответ на этот вопрос открывает врата к следующему уровню занятий медитацией. Потому что ответом на этот вопрос является тот простой факт, что мы не отождествлены с ментальным шумом в той степени и в той мере, в какой мы себя от него отличаем. А мы себя отличаем от ментального шума, как это ни поразительно звучит, в той степени, в которой мы его созерцаем. Это парадоксально только на первый взгляд. Но задумайтесь, ведь в обычном состоянии вы не замечаете этого ментального шума. Хотя в обычном состоянии его ничуть не меньше, а даже больше. М: Получается, что в обычном состоянии мы от него не отделены, так же как ребенок. А: Да. Но ребенок в принципе не может через это перейти, а мы можем. Мы не отождествлены с ментальным шумом и мы не являемся им (то есть у нас есть точка покоя, не несущаяся вслед за этим гремящим потоком) тем местом, которым мы его созерцаем. Именно парадоксальность этого вывода служила и продолжает служить препятствием для начинающих адептов дза-дзен. А: Так вот, в нас есть нечто, что созерцает ментальный шум, что им не является и в нем не растворено. Потому что оно в таком случае не могло бы отличать себя от ментального шума, а следовательно, оно не могло бы отличить и выделить этот ментальный шум как отдельный объект, чего не могут сделать маленькие дети, алкоголики, очень пожилые люди со склонностью к маразму. И если вы можете находиться на первой ступени медитации, следовательно, вы можешь понять то, о чем я говорю. Мы видим этот гремящий поток той частью нас, которая им не является. М: А что порождает этот ментальный поток? А: Это самый важный и самый главный вопрос, без ответа на который невозможно правильное выполнение медитации. На телесном уровне это те или иные очаги напряжения. Но на ментальном уровне это нечто другое. Самый большой парадокс заключается в том, что ментальный шум является порождением уменьшения полноты нашего присутствия в самих себе. Это самая большая тайна техники медитации дза-дзен и это золотой ключик к той дверце, которая ведет к просветлению. Итак, когда мы присутствуем в самих себе в максимальной полноте (в своем максимуме представляющее собой состояние просветленного), то именно это присутствие уничтожает полностью, без всякого следа, самый мощный ментальный поток. А когда мы из присутствия выпадаем, начинаем отсутствовать, он сразу же появляется. И чем в большей степени мы отсутствуем, тем в большей степени усиливается ментальный шум. И когда мы, наконец, совсем перестаем присутствовать, он полностью нами овладевает. Мы перестаем его от себя отличать, и полностью в него вовлечены. Соответственно обратный путь таков: первая ступень – мы начинаем различать ментальный шум, мы его созерцаем. Но самое главное, чего мы таким образом добиваемся – мы устанавливаем некую точку, отличную от него. И эта точка и есть наблюдатель. Вторая ступень – мы пытаемся оказаться в той точке, откуда мы наблюдаем свой ментальный шум, в том месте, которое называется наблюдателем. Мы наблюдаем за тем, как он наблюдает. Процедура наблюдения за наблюдателем и есть совершенно обвальный, катастрофический, мощнейший из всего возможного путь к расширению сознания, почти мгновенный, бах! – и все. Потому что это и есть структура акта самосознания. Того самого, в котором «Я полагает самого себя в самом себе через самого себя». Именно в этом и заключается главный секрет техники медитации, по крайней мере, на данном этапе. Источник |
Автор: | Fenix [ 21 июн 2014, 23:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения. Дзонг. |
У каждого, кто занимается практиками безмолвия, наступает момент когда он подходит к тому самому понятию-ощущению Пустоты, которое не только умом понимается, но и всеми остальными телами. Старые привязки рушатся, а причин для создания новых привязок нет. Этап этот довольно странный и пугающий, но в той или иной мере он проявляется у всех, кто серьёзно практикует. Бывает, что даже у практикующих монахов он затягивается надолго. Но его надо преодолеть, пережить. Как это сделать по-быстрее? Вот тут как раз и надо начинать развивать то самое чувство, которое буддисты называют "состраданием". Сострадать - это не значит ходить, переживать и за всех страдать, или стараться искусственно заставить себя любить всех и вся вокруг. Сострадание - это развитие душевного тепла, а уж отношение к окружающим людям и ко всему живому - это естественное следствие этой практики. Практика эта довольно проста в исполнении. Так же в безмолвии ума, обратите внимание на состояние своей энергии, почувствуйте её, если трудно охватить всю энергетику, то сфокусируйтесь на сердечной чакре. Почувствовав свою внутреннюю энергию, делайте её мягче и теплее. Пребывайте в безмятежности, тепле и мягкости. И всё. Как эта практика может повлиять на состояние апатии к жизни? А потихонечку будет появляться другая мотивация к действиям, и другое восприятие жизни... Что такое пустота Пустота считается основой всего сущего в философии Востока. Всё создано из пустоты в неё и возвратится. Чтобы воспринимать мир во всём его многообразии и непредвзято нужно первым делом отбросить вековые стереотипы, успокоить психику и посмотреть на ситуацию как на что-то новое. В этом также поможет медитация прощения , при которой сознание очищается от обид. Все процессы психики нужно довести до состояния нуля и уже на чистом фоне организовывать избранную деятельность. Только девственная зеркально-чистая психика может отобразить окружающий мир во всех его проявлениях и красках. Медитация на пустоту является одной из наиболее сложной среди всех практик медитации. Идеальная медитация подразумевает абсолютное безмыслие и в этом её главная сложность. Но это не означает, что новички не могут её практиковать — эта практика весьма безопасна. Вам не нужно цепляться за образы и мысли, что возникают в голове. Их стоит отпустить, и постепенно поток иссякнет. Обязательно придёт тот день, когда наступит полное безмолвие, а соответственно и пустота. Первым делом нужно принять позу для медитации и полностью расслабиться, мысленно отследить расслабление всех мышц. Этот процесс не терпит излишней торопливости. Любая напряжённая мышца обязательно подаёт в мозг сигнал о наличии напряжения, что помешает абсолютной концентрации. Лучше всего представить , что тело постепенно погружается в воду и остаётся под водой. Мысленно растворить своё тело. Всё со временем исчезает – сначала ноги, живот, руки, спина, а потом и голова. Нужно ощутить всю безграничность пространства и слиться с ним. В какой-то момент возникает ощущение, что медитирующий сам становится пространством и чувствует безграничный, свободный полёт. Тело и сознание заполняет эйфория и это отлично. Но нужно стараться не вызывать все эти чувства штучно. Всё должно происходить само собой. Медитация по этапам Первый этап — остановка внутреннего диалога. Второй этап — остановка движения картинок. Когда мы останавливаем внутренний диалог, то начинаем видеть работу мозга в буквальном смысле слова. Перед глазами проносятся фрагменты воспоминаний, которые, наслаиваясь и видоизменяясь, генерируют новые мысли. Мы видим как реально работает наше воображение, отталкиваясь от полученного ранее опыта или впечатлений. Имея опыт в остановке внутреннего диалога, с картинками справляемся без особых приемов, просто трудом и упорством. Можно вглядываться в пустоту между картинками, можно мысленно стирать их, можно просто приказывать им уйти — без разницы. Главное следить за процессом и очищать внутренний экран при первом же появлении на нем чего-либо. Третий этап — успокоение тонких движений. Трудно описать это тому, кто не прошел первые два этапа. Суть примерно такая: в состоянии без мыслей и картинок начинают появляться незаметные позывы к действию. То захочется переменить позу, то в туалет, то жарко, то холодно… Ваш организм будет искать любые лазейки, чтобы вернуть сознание к животным процессам питания, безопасности, самоутверждения или размножения. Тут еще проще — принимаем волевое решение удержаться в состоянии Пустоты и игнорируем все остальное. Медитация на пустоту считается одной из наиболее сложных. Сложность заключается в том, что в идеале данная медитация предполагает полное безмыслие. Но это не значит, что вы не можете практиковать ее. Начинайте, не «цепляйтесь» за мысли и образы, возникающие в голове. Пусть они «проплывают» друг за другом. Мысли не любят, когда их не думают. Постепенно поток мыслей начнет иссякать. И прийдет день, когда во время медитации наступит великое безмолвие, пустота. После медитации не нужно резко прекращать практику, лучше дать телу время восстановиться, примерно от 5 до 10 минут возвращайте ощущение тела и спокойно созерцайте то, что вас окружает. После долгой медитации можно лечь, тепло укрыться и максимально расслабиться. Здесь отлично работает йога-нидра. Вообще, балансируя в этом состоянии на грани сна и бодрствования, можно получить очень интересный опыт. Например, так легче всего выйти в астрал… |
Страница 8 из 10 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |