Когда к нам приходят мысли, то они при помощи слов и образов создают истории, и мы в ответ, реагируем на эти истории чувствами и ощущениями. И наоборот, когда мы испытываем некие чувства и ощущения, то своими мыслями создаём истории, дабы каким-то образом объяснить себе те ощущения и беспокойства, что вызвали эти чувства. Но идеально ли наши чувства и ощущения отражают то, что рисуют наши мысли, и правильно ли наши мысли интерпретируют то, что передают ощущения и чувства? Совершенно, нет…Стереотипы мышления и различные программы действий, заложенные в нас, искажают эту взаимосвязь. Но самое интересно, что логическое или концептуальное мышление, не может работать без каких-либо стереотипов. У такого мышления тогда просто не будет схемы, по которой выстраивать свою последовательность. А вот если мы немного отступим от логического повествования нашего ума, и перенесём фокус своего внимание на «То о чём мы думаем», и взглянем на причины возникновения мыслей, то обнаружим некую силу, или движение, побуждающие к мыслям. Если приостановить действие и этих сил, то мы увидим пространство чистого открытого ума, не омрачённого ни чем. Этот ум всегда пребывает в состоянии Открытого Осознавания. Осознание – это не мышление. Что бы осознавать, нам не надо логически думать. Осознание – это прямое принятие факта….
Из наставлений Падмасабхавы по работе с визуализацией.
"... Сядь на удобное сиденье и расслабься. Возьми хорошее изображение йидама (божества или святого) и помести его перед собой. Посиди некоторое время, ни о чем не думая, а затем рассмотри изображение с головы до ног. Снова постепенно рассмотри все подробности с ног до головы. Взгляни на все изображение в целом. Время от времени отдыхай, пребывая без мыслей об изображении, и освежай свое внимание. Затем целый день рассматривай таким образом изображение снова и снова. Вечером ложись спать и спи всю ночь. Проснувшись, снова разглядывай, как раньше. Вечером не созерцай божество, а лишь оставь ум в состоянии немышления. После этого божество ярко появится в твоем уме даже без медитации. Если такого не произойдет, посмотри на его изображение, закрой глаза и представь образ перед собой. Сиди, пока образ будет оставаться перед твоим мысленным взором. Когда он станет смутным и неясным, снова посмотри на изображение и повтори визуализацию, чтобы она была яркой. Пресеки рассудочное мышление и сиди. Если медитируешь так, появятся пять видов переживаний: переживание движения, переживание достижения, переживание привыкания, переживание устойчивости и переживание совершенства. 1. Если в это время твой ум не остается в покое и у тебя возникают многочисленные мысли, представления и воспоминания, то это переживание движения. Благодаря ему ты приближаешься к обретению власти над своим умом. Это переживание похоже на водопад, низвергающийся с высокого утеса. 2. Затем, когда ты можешь недолгое время представлять божество и при этом его облик и цвет остаются яркими и четкими, то это переживание достижения. Такое переживание похоже на небольшой пруд. 3. Вслед за этим, когда божество видится четко, созерцаешь ли ты его на далеком или близком расстоянии, и когда оно остается в течение шестой части занятия без каких-либо проявлений грубого мышления, то это переживание привыкания, которое похоже на течение реки. 4. Далее, движения мыслей не происходит и ты способна ясно представлять божество на протяжении всего занятия. Это переживание устойчивости, подобное горе Сумеру. 5. Вслед за этим, если ты способна целый день или дольше не терять живого присутствия божества, его рук и ног, вплоть до волосков на его теле, и при этом не возникает рассудочное мышление, то это переживание совершенства. Практик, применяй это в собственном переживании!" (с)
Как видим гуру постоянно напоминает о не-мышлении, но в то же время работа ума при этом не прекращается. Здесь описан один из способов развить устойчивое внимание, при полном отсутствии рассудочного мышления. Сознание перестаёт метаться вслед за мыслями, и учится осознавать факт, предмет или явление напрямую и целостно. И удерживает своё внимание на нём столь долго, сколько понадобится.
В дополнение к описанию техник визуализации отмечу лишь, что это только один из методов практики. Визуализация именно на божестве препочтительнее потому, что визуализируясь на нём, мы кроме внешних характеристик "предмета визуализации" пытаемся перенять и прочувствовать его качественные характеристики. То есть пытаемся почувствовать духовные качества божества, и перенести их на себя. И применять в этой практике можно не только буддийских божеств, точно так же работается и с христианскими образами.
Ещё одна из наиболее действенных практик - это осознавание дыхания. Я уже где-то приводил эту практику, но повторюсь ещё раз. Отрывок из сутры "Полного осознавания дыхания" "...О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех снов Осознавания. Если метод четырех основ осознавания развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет Пониманию и Освобождению Ума.
Что же это за путь развития и постоянной практики — метод Полного Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает».
Вдыхая длинным вдохом, он знает: «Я вдыхаю длинным вдохом». Выдыхая длинным выдохом, он знает; «Я выдыхаю длинным выдохом». Так он практикует. Вдыхая коротким вдохом, он знает; «Я вдыхаю коротким вдохом». Выдыхая коротким выдохом, он знает: «Я выдыхаю коротким выдохом». Так он практикует. «Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело». Так он практикует. «Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным». Так он практикует. «Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость». Так он практикует. «Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье». Так он практикует. «Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне». Так он практикует. «Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру». Так он практикует. «Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум». Так он практикует. «Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным». Так он практикует. «Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум». Так он практикует. «Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум». Так он практикует. «Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм». Так он практикует. «Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм». Так он практикует. «Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение». Так он практикует. «Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего». Так он практикует. Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознагражден сторицей и получит большую пользу..."
Эту сутру причисляют к наследию самого Будды, и считают эту практику одной из самых действенных. Здесь внимание практикующего полностью переключается с каких-либо внешних объектов на то, что происходит внутри тела, и внутри ума самого практикующего. Со временем такое внутреннее сосредоточение переходит в привычку, и практикующий становится совершенно невозмутим и спокоен. Даже действуя вовне, практикующий более 50% своего внимания продолжает по привычке удерживать на осознавании дыхания, но при этом не теряет адекватного восприятия окружающего пространства...
_________________ Аминора! Невидима, Свободна и Ничья!
Аминора на сервере Стихи.ру https://stihi.ru/avtor/aminora
|