Всевозможные природные духи. Это класс настолько велик и разнообразен, что здесь возможно дать только очень слабое представление о свойствах, являющихся общими для них всех.
Природные духи принадлежат к ветви эволюции, совершенно отличной от нашей: они не являются и не могут стать членами человечества вроде нашего. Их единственная связь с нами заключается в том, что они временно населяют ту же планету. Судя по всему, они соответствуют животным на более высокой стадии эволюции. Они подразделяются на семь классов и населяют те же семь материальных стадий, пронизанных соответствующими вариациями элементальной эссенции. Таким образом, имеются природные духи земли, воды, воздуха, огня (эфира) — подлинно разумные астральные существа, которые живут и действуют в каждой из этих стихий.
Обычно в астральном мире живут лишь природные духи воздуха, и их численность невероятно велика — они присутствуют повсюду.
В средневековой литературе духов земли часто называют гномами, духов воды — ундинами, духов воздуха — сильфидами, а духов эфира — саламандрами. В фольклорной традиции они имеют множество различных названий: феи, гномики, эльфы, джинны, тролли, сатиры, фавны, черти, малые народцы и так далее.
Их формы многочисленны и разнообразны, но чаще всего они имеют человеческую внешность и очень маленький рост. Как практически все астральные существа, они способны по желанию принимать любую внешность, хотя, несомненно, у них есть излюбленный образ, который они принимают, когда нет необходимости принимать другой. Как правило, они невидимы для физического глаза, но могут становиться видимыми посредством материализации, когда хотят, чтобы их увидели.
Во главе каждой из этих групп стоит великий дэва — сущность, знаменующая собой господствующий и направляющий разум всего этого природного подразделения и берущая энергию от того класса существ, который ей подчинен. У индусов эти сущности известны как 1) Индра — владыка акаши, или эфира; 2) Агни — владыка огня; 3) Павана — владыка воздуха; 4) Варуна — владыка воды; 5) Кшити — владыка земли.
Необычайно великое царство природных духов, как уже говорилось, — это прежде всего царство астральное, хотя большая его часть относится к эфирному уровню физического плана.
Среди духов существует невероятное множество подотделов, или рас, — индивидуумов, которые, как и человеческие существа, различаются между собою умом и задатками. Большинство из них полностью избегает человека: его привычки и излучения неприятны для них, и та постоянная волна астральных потоков и течений, которую он приводит в действие своими беспокойными и плохо контролируемыми страстями и желаниями, возмущает и раздражает их. Все же время от времени они проявляют к людям дружелюбие и даже помогают им.
Однако это дружелюбное отношение встречается редко; в большинстве случаев они выказывают либо равнодушие, либо недовольство и злорадную радость, дразня и глумясь над людьми. В пустынных горных районах и во время спиритических сеансов такого рода примеров встречается множество.
Природные духи наделены удивительными волшебными способностями, которыми они часто пользуются для своих проделок, так что их жертвы видят и слышат лишь то, что эти феи им внушают — в точности, как это происходит с загипнотизированными людьми. Однако природные духи не могут подчинить себе человеческую волю, за исключением тех случаев, когда люди или слишком глупы, или парализованы страхом. Они лишь способны обманывать чувства, а также известны тем, что могут насылать чары сразу на множество людей. Некоторые из самых удивительных трюков, которые показывают индийские фокусники, возможны благодаря тому, что они призывают к себе природных духов и с их помощью вызывают коллективную галлюцинацию.
Как правило, эти духи обладают ничтожным чувством ответственности и менее развитой, чем у среднего человека, волей. Поэтому они быстро поддаются гипнозу и подчиняются воле мага. Их можно использовать для осуществления многих задач, и они честно и добросовестно исполняют те из них, которые находятся в пределах их способностей.
В некоторых горных районах им приписывают вину за то, что они насылают чары на опоздавшего путника, так что тот, например, видит дома и людей там, где, как ему известно, никого нет. Эти чары отнюдь не мимолетные и могут дурманить человека довольно продолжительное время; он проходит через длинную череду воображаемых, нереальных событий и вдруг обнаруживает, что все волшебное окружение вдруг куда-то исчезло и он стоит, одинокий и всеми покинутый, в необитаемой долине или на продуваемой ветрами пустоши.
Если человек желает свести знакомство или завязать дружбу с этими существами, он должен освободиться от физических излучений, вызывающих у них неприязнь и порождаемых мясоедением, алкоголем, табаком и обычными нравственными нечистотами, такими как сладострастие, гнев, зависть, ревность, жадность и депрессия; человек должен быть чистым и неприступным как физически, так и астрально. Постоянно взращиваемые благородные, чистые чувства, лишенные вспышек необузданных страстей, создают атмосферу, в которой природные духи радостно купаются. Почти все природные духи обожают музыку; иногда они даже входят в дома, чтобы насладиться ею, купаются в волнах звуков, кружатся и танцуют в гармонии с ними.
Природные духи, нужно отдать им должное, также ответственны за большую часть того, что мы называем физическими феноменами, наблюдаемыми во время спиритических сеансов; в самом деле, насчитывается немало таких сеансов, которые были проведены этими игривыми созданиями, полными проказ. Они способны отвечать на вопросы, с помощью стука или раскачиваний передавать надуманные послания, производить «духовный свет», переносить предметы (аппорт) на большие расстояния, читать мысли каждого из присутствующих, осаждать написанное или нарисованное и даже материализовать вещи. В дополнение к этим фокусам они, естественно, могут также применять свои волшебные способности и околдовывать человека.
Возможно, в их намерения вовсе не входит вредить кому-либо или дурачиться над кем-то, а движет ими лишь желание наивно порадоваться той удаче, с которой они разыграли свою роль, и почувствовать те почтительный трепет и любви, которые люди порой питают к этим «славным духам» и «ангелам-помощникам». Они разделяют радость собравшихся на сеанс спиритов и сами чувствуют, что творят добро, утешая подобным образом удрученных людей.
Иногда они могут облекаться в мыслеформы, создаваемые людьми, наивно веря, что это, должно быть, очень весело — подбрасывать пажитник греческий, бить раздвоенным хвостом или выдыхать перед уходом пламя. Время от времени подобные явления могут до смерти напугать слишком восприимчивого ребенка, однако справедливости ради следует сказать, что сам природный дух не способен испытывать страх и потому всерьез не воспринимает последствия своих действий, видимо считая, что ребенок симулирует свой страх и что это является частью игры.
Ни один из природных духов не обладает постоянно перевоплощающейся индивидуальностью. Поэтому все говорит за то, что в ходе эволюции они должны развить значительную часть своего интеллекта, прежде чем встанут на путь индивидуализации.
Периоды жизни различных классов существенно варьируются: одни живут значительно короче, а другие значительно дольше средней продолжительности жизни человека. В целом их жизнь представляется простой, радостной, безответственной, примерно такой, как у ватаги счастливых ребят, беспечно проводящих время в играх и развлечениях в каких-нибудь особо благоприятных условиях.
Между природными духами нет сексуальной близости, у них нет болезней, нет борьбы за существование. Они наделены способностью испытывать глубокое чувство любви и могут завязывать тесные, длительные дружеские отношения. Они могут испытывать ревность и гнев, но быстро отходят и предаются бурной радости по поводу любых проявлений природы, радости, которая является их наиболее ярким свойством.
Их тела лишены какой бы то ни было жесткой внутренней структуры, так что их невозможно искромсать или покалечить; жара и холод на них также не влияют. Кроме того, им совершенно неведом страх.
Хотя это существа ненадежные и проказливые, однако чаще всего неопасные, если только их не провоцировать. В целом они не доверяют человеку и, как правило, чувствуют себя оскорбленными при появлении на астральном плане новичка, так что часто при встрече с ним принимают отталкивающую и устрашающую внешность. Если же он не выказывает страха, они приемлют его как неизбежное зло и больше не замечают, а некоторые так даже выражают дружелюбие.
Для природных духов одно из величайших удовольствий — играть и развлекать на астральном плане сотни так называемых «умерших» детей.
Некоторые из наименее ребячливых и наиболее достойных духов иногда удостаиваются чести быть назначенными на роль местных идолов или сельских божков. Они обожают лесть и в ответ, несомненно, будут готовы оказать ту или иную маленькую услугу.
Адептам известно, как пользоваться услугами природных духов, и они часто доверяют им небольшие задания; обычный маг может добиться того же, либо призвав их к себе путем привлечения их внимания и заключения с ними того или иного соглашения, либо приманив их силой, то есть принудив к послушанию; приманивание, однако, опасно, ибо, как правило, может оказаться роковым для человека. Ни один из учеников мудрого Учителя не позволит себе заниматься чем-либо подобным.
Высший тип природных духов — это сильфиды, или духи воздуха, у которых астральное тело является самым низшим. Для них единственный способ достичь индивидуализации — полюбить и соединиться с существами, стоящими на следующей, более высокой, чем у них, стадии, — с астральными ангелами.
Природный дух, который хочет испытать все перипетии человеческой жизни, может поработить человека, живущего в физическом мире.
Были периоды, когда определенный класс природных духов материализовался физически и вступал в нежелательные отношения с мужчинами и женщинами. Возможно, именно этот факт послужил причиной возникновения историй о фавнах и сатирах, хотя некоторые считают, что они принадлежат к совершенно иной ветви нечеловеческой эволюции.
В заключение следует заметить, что хотя царство природных духов радикально отличается от человеческого — там нет ни сексуальных отношений, ни страха, ни борьбы за существование, — однако конечный результат его проявлений во всех отношениях сходен с тем, которого достигает человечество.
http://www.theosophy.ru/lib/powell-a.htm