"Пока проникновенная речь всех этих фактов остаётся неуслышанной в широких кругах общественности, он (исследователь) будет тщетно пытаться преодолеть сопротивление, препятствующее их признанию. Пусть он знает, что время работает на него, что час всеобщего осознания истины однажды пробьёт и в области парапсихологии!" ([17])
Однако и в самом стане парапсихологов есть причины для беспокойства - в особенности в части, касающейся "нашей смены". Ещё теолог и парапсихолог д-р Гебхард Фрей (Gebhard Frei, 1905-1967), иронизировал над тем, что молодые парапсихологи, особенно классического толка, в своих исследованиях всё время начинают с самого начала, "будто до них никто никогда не сделал ничего стоящего" ([18]). Словно желая опровергнуть пословицу, согласно которой "яйца курицу не учат", такие парапсихологи утверждают, что до них подход ко всем этим феноменам был недостаточно скептичен.
Скепсис необходим. В парапсихологии - ещё более, чем в других отраслях науки. Однако, как метко заметил учёный из Мюнхена д-р Макс Кеммерих (Max Kemmerich) скептицизм гораздо чаще является "доказательством невежества, нежели острого критического ума" ([19]). Нельзя не согласиться и с основателем Швейцарского Парапсихологического Объединения д-ром Тео Лочером (Theo Locher), утверждающим в своём бюллетене, вышедшем в мае 1984 года, что неплохо бы скептикам самим относиться скептически к своему собственному скепсису!
То, что со всех сторон хлещет в лицо каждому серьёзному парапсихологу, в большинстве случаев не имеет ничего общего со здоровым скепсисом, который можно только приветствовать. Здесь мы имеем дело со скепсисом невежества. Это полностью в духе тех зловещих сил, которые, сами оставаясь в тени, оставаясь безымянными, дёргают за ниточки, управляя мировыми процессами, и чья губительная деятельность напоминает о временах самого мрачного средневековья. Очевидно, что такие вот наши современники и иже с ними, как писал ещё в 1971 году заслуженный парапсихолог проф. д-р Кристоф Шрёдер из Берлина, всю жизнь боятся одного, а именно, "что материализм падёт под ударами научного спиритуализма, и что тем самым будет положен конец всесилию капитала" ([20]).
Однако и тех критиков и противников парапсихологии, которым за каждым феноменом мстится самообман или обман просто, следовало бы призвать к порядку. Конечно, первое впечатление от демонстраций работы медиумов зачастую наводит на мысль, что всё это - фокусы. Особенно это относится к тем случаям, когда определённые феномены могут происходить лишь в темноте. Что ж, свет действительно может помешать явлению феномена - хотя бы проявлению фотоплёнки. Однако я считаю, что совершенно ненаучно и в общем-то нелепо подозревать всё и каждого в обмане. Мнение, согласно которому парапсихологические феномены, противоречащие законам природы, просто не могут иметь места, полностью совпадает с нашей точкой зрения - с мнением самих парапсихологов. Однако что до нас, то мы убеждены в том, что нам известны ещё далеко не все законы природы... Это, в частности, доказывают всё новые и новые открытия в различных областях науки.
Наши современные знания, постоянно разрастаясь, представленные уже почти что необозримым морем самых разных специалистов, с лёгкостью заставляют нас презрительно относиться к знаниям древних культур. Мы чувствуем своё громадное превосходство над людьми, жившими в прежние времена, и во многих областях это действительно так, причём не только в области высокорационализированного уничтожения людей и окружающей среды.
Мне, однако, представляется, что нам не следует уж очень чваниться нашим знанием, ибо оно соотносится с нашим незнанием всё ещё как капля воды с океаном. А кроме того, история всей нашей науки, ведущей своё происхождение от магической картины мира, не состоит из одних побед и триумфов; ничуть не меньше в ней было провалов, заблуждений и промахов! Вспомним хотя бы о Филипе Райсе (Philip Reis) и Грэхеме Белле (Graham Bell), изобретателях телефона, которых в своё время объявили обманщиками! Обманщиком объявили и Эдисона (Edison) с его фонографом. Изобретателю газового освещения Филипу Лебону (Philip Lebon) пришлось выслушивать глупости о том, что лампа без фитиля гореть не может, так как это противоречит законам природы! Известный физик фон Гельмгольц (von Helmholtz) вообще объявил телепатию делом невозможным. Великого учёного Игнаца Земмельвельса (Ignaz Semmelweis) - гинеколога, установившего, что родильная горячка заразна, и спасшего тем самым жизни миллионам женщин - этого человека довели до безумия (он умер в лечебнице для душевнобольных близ Вены 13 августа 1865 года)! Когда речь зашла об изобретении паровоза, "учёные-эксперты" утверждали, что люди, проехав по железной дороге, немпременно сойдут с ума! Изобретателя Джорджа Стефенсона хотели - как и графа Цеппелина - отправить в сумасшедший дом! Некогда ведущие учёные утверждали, в частности, что совершенно невозможно с помощью водяного пара переплыть через океан, что невозможно услышать в Берлине концерт, исполненный в Париже, или сфотографировать скелет живого человека. Этот позорный список человеческого высокомерия можно продолжать и продолжать - вплоть до наших дней! В самой Германии дело некогда обстояло так, что многие важные изобретения реализовывались только за границей! А уж о том, как с порога отметали парапсихологию, и говорить не приходится! Даже с гипнозом вели ожесточённую борьбу, утверждая, что его просто не может быть! Вот что - дословно - писал, выступая против гипноза, один ныне известный профессор медицины в газетной статье: "Я поверю в гипнотическое внушение, лишь увидев это воочию. Но этого не произойдёт, потому что я не смотрю на такие вещи!"
Вы сами видите, дорогие друзья, что абсолютная вера в науку (вернее, научная религиозность) столь же мало приемлема, как и некритичное, легковерное отношение ко всему тому, например, что ежедневно поставляют нам средства массовой информации выдавая это за факты и (якобы) "истины"! Ведь не редко истина как раз прямо противоположна тому, что утверждают СМИ!
Чтобы убедительно ответить на вопрос о потустороннем мире, мне придётся сказать несколько слов о строении человеческого существа. Многие давно и без меня знают, что старое доброе триединство "тело, душа, дух" - очевидный факт; однако всё ещё нет чёткого определения души. В эзотерике утверждается (и это частично подтверждается парапсихологическими исследованиями), что человек наряду с физическим телом обладает ещё и тонкими телами. Можно было бы назвать эти тонкие тела - в их совокупности - "душой". К сожалению, до сих пор нет - в том числе, и в эзотерике - единого представления о структуре человека; разнятся не только сами обозначения, но даже схематические подразделения того, из чего (из каких компонентов) состоит человек! В то время как речь идёт, в основном, о семи принципах, Рудольф Штейнер (Rudolf Steiner) расширил свою систему до девяти, а другие - до двенадцати.
В своей книге "Свет и тени эзотерики" (стр. 21 и след.) я выбрал систему Суриа (Surya). Суриа был австрийским инженером и знатоком в области "таинственных" наук. Итак, согласно системе Суриа, человек состоит из смертной и бессмертной сущностных частях. Смертная часть складывается из четырёх принципов, бессмертная - из трёх. Смертная часть состоит из следующих компонентов:
Материальное (физическое), грубо-вещественное тело (на санскрите оно называется "стхула бхута" [sthula bhuta]). Во время нашего земного бытия наше физическое тело является носителем всех остальных принципов, включая наше личностное сознание.
Эфирное или "витальное, жизненное" тело, на санскрите - "линга-шарира". Оно считается носителем нашей жизненной и регенерационной (восстановительной) силы; вскоре после смерти физического тела оно разрушается.
"Кама-рупа". Это - издавно известное астральное тело, которое есть у каждого из нас. Парацельс называл его "сидерическим" телом (корень латинский, по-русски, приблизительно, "относящееся к звёздам" - прим. перев.). Считается, что астральное тело - это вместилище ощущений и желаний. Оно - носитель нашего Я после так называемой "смерти". Оно обнаруживает себя уже при тех "внетелесных явлениях", когда человек видит своё собственное тело, лежащим отдельно от него как нечто ему чуждое. Подобные сообщения исходят чаще всего от людей, переживших клиническую смерть, или как-то иначе "одной ногой" побывавших на том свете. В результате парапсихологических исследований нам, в частности, известно, что наше астральное тело является ещё и носителем телепатических функций, реагирует на звуки, цвета и свет, а также на все энергетические воздействия.
Ментальное тело, на санскрите - "кама-манас". Считается, что оно связано с мыслительной деятельностью нашего мозга (в чистом виде), и потому его относят к преходящим (бренным) составным человека. Это, так называемое, ментальное тело образуется лишь благодаря нашей способности мыслить; и его структура, т.е. его качество зависит от способа, вида нашего мышления. Понятие "манас" означает примерно то же, что и "разум" и представляет собой звено, связующее нас с первой ступенью нашего непреходящего начала.
Теперь мы можем перейти к трем более высоким принципам человека, а именно:
к каузальному телу или "буддхи-манасу", которое называют ещё и кармическим телом. Полагают, что оно связано с нашим разумом, который в нашей земной жизни нам надлежит обучать. Каузальное тело считается носителем нашего Это и - тем самым - нашего подлинного Самосознания.
Ещё одна составная называется "буддхи" (buddhi) - "дух-душа";
и, наконец, высшим принципом в этом членении человека является "атма", Высшее Я (собственно личность), Божественный Дух в нас.
В нашем внутреннем теле находятся жизненно-важные энергетические центры - "чакры". Чакры считаются клапанами, впускающими космическую энергию и трансформаторами, преобразующими её. Считается также, что расположение основных чакр приблизительно совпадает с расположением наших желез внутренней секреции, в то время как 49 более мелких центров совпадают с акупунктурными меридианами. Я говорю "считается", потому что хочу избежать категоричных утверждений; ибо в том, что касается утверждений, наука и эзотерика смело могут протянуть друг другу руки. Однако многое указывает на то, что тут мы имеем дело с фактами.
Итак, если чакры, как сказано выше, считаются энергетическими центрами, то акупунктурные меридианы представляют собой энергетические магистрали. Но есть ещё нечто третье, а именно энергетические поля, окружающие человека; из этих энергетических полей складывается наша аура. Есть основания предполагать, что каждый из присущих нам тонких тел или структур имеет своё собственное силовое поле, и что изо всего этого состоит наша общая аура.
Тут ещё много чего можно сказать, но это не имеет прямого отношения к нашей теме; однако всё сказанное указывает на то, что человек - это гораздо более комплексное существо, чем предполагает медицина. Но если уж ранее, в пункте пятом, речь шла о каузальном теле, считающемся носителем нашего Самосознания, то мне, пожалуй, следует попытаться поподробнее раскрыть также понятие сознания - само собой, с необходимой здесь краткостью:
Эмануэль (Emanuel) сказал где-то, что высшее счастье человека - это сознавать, что "Я есть", а также способность мыслить, чувствовать и совершать поступки. Наряду с индивидуальным Сознанием существует ещё и коллективное сознание, например, семейное и родовое сознание, народное или расовое сознание. Кроме того, нам известно понятие "космического сознания".
Мы знаем, что имеется не только бесконечный ряд ступеней сознания, но ещё и очень разные состояния сознания. И как раз в необычных состояниях сознания человек может необычайно расширить свою способность к восприятию и свои способности в целом! Нам известны пять основных групп необычных состояний сознания, а именно:
состояния транса ;
различные степени гипноза ;
различные стадии сомнамбулизма ;
медийное погружение (погружение медиума);
экстаз
В зависимости от того, в каком из вышеназванных состояний, а также, на каком уровне того или иного состояния, находится тот или иной человек, изменяются и его возможности восприятия. Тогда его “Я”, в той или иной степени освобождённое от оков тела, получает в своё распоряжение источники информации, недоступные ему в обычном состоянии!
Например, в состоянии гипноза можно достичь ясновидения. А это, в свою очередь, означает, что такой дар присущ каждому из нас. А вот люди, находящиеся в состоянии сомнамбулизма, могут отчётливо высказываться относительно состояния своего здоровья и прописывать сами себе надлежащие лекарства с указанием точной дозировки и комментариями по течению болезни. Понятно, что наше "здравоохранение" как экономическая структура не проявляет ни малейшего интереса к исследованию таких явлений и методов. Напротив: в области медицины разразилась бы экономическая катастрофа, если бы общий - довольно высокий - уровень заболеваемости в течение относительно короткого периода времени снизился вдвое!
На том же уровне находится феномен трансовой хирургии: я имею в виду не филиппинских хилеров, а совсем иной способ лечения больных и хирургического вмешательства. В Бразилии это практикуется очень широко, и я испробовал такое лечение на "собственной шкуре": сами хилеры и хилерши - это простые люди с несколькими классами образования или вовсе без него. Однако в состоянии транса они ведут себя как опытные врачи, обнаруживая недюжинные знания в области медицины, анатомии и фармацевтики; они выписывают рецепты и проводят хирургические операции без анестезии и антисептиков! Но если вы думаете, что официальная медицина интересуется такими (очень эффективными и малозатратными) методами лечения, то сильно ошибаетесь! Если какой-то врач, психиатр или психолог, занявшись исследованием таких феноменов, придёт к выводу, что в этом что-то есть, коллеги перестанут принимать его всерьёз, а, возможно, у него даже возникнут проблемы!
Что касается моего личного опыта в области транс-хилерства, то в нём есть как отрицательные, так и положительные моменты. Однажды я попросил хилера прооперировать меня на предмет ущемления позвоночного диска. Операция производилась с помощью обычных ножниц и бритвенного лезвия. Операция была запротоколирована бывшим врачом Посольства ФРГ в Рио-де-Жанейро. Продолжалась она лишь 25 минут. Разрез был зашит с помощью обычной швейной иглы простыми белыми нитками! С тех пор позвоночник меня совершенно не беспокоит! Другой транс-хилер прооперировал мне почки - с помощью перочинного ножа. Было очень больно, но операция прошла успешно! То, что хирургическое вмешательство прошло успешно, явно подтверждалось моим прекрасным самочувствием сразу после операции, а также рентгеновскими снимками, сделанными до и после операции!
Всё это я описал лишь для того, чтобы дать хотя бы приблизительное представление о возможностях, которые открылись бы перед исследователями, наберись их в достаточном количестве и сумей они подойти ко всем этим вещам без какой-либо предвзятости. По проблематике сознания хочу в заключение ещё сказать, что в отношении построения схемы, включающей в себя подсознание, сознание, высшее сознание и сверхсознание, единого мнения не существует.
Я полностью сознаю, сколь недостаточны столь краткие формулировки. Ведь чем сильнее их сжимаешь, тем больше опасность того, что их неверно или не совсем верно поймут. Однако даже из моих сжатых пассажей, по-моему, становится очевидным, что мысль о потустороннем мире давным-давно вышла за рамки теологических и философских умозрительных рассуждений. То, что я пытаюсь донести до вас, может быть кратко сформулировано следующим образом:
Выражаясь совсем просто, можно сказать, что человек состоит из двух структурных планов - физического и тонкого. Функционально они настроены на два уровня бытия, совершенно отличные друг от друга: наше физическое тело - на материальный мир, а наше "внутреннее" тело - на тот иной мир, который находится за пределами нашего нормального чувственного восприятия.
Собственно говоря, человек представляет собой триединую величину, состоящую из тела, души и духа. Дух - бесформен и неделим. Наш индивидуальный дух однозначно проявляется в нашем самосознании. Чтобы избежать столь распространённой путаницы между духом и душой, следует гипотетически обозначить совокупность всех присущих нам тонких структур, как то эфирное, астральное, ментальное и каузальное тело, одним словом - "душа". Все эти тела - как душевный принцип - служат связующими звеньями между духом и материей, то есть, между нашим Я и нашим физическим телом.
То, что в форме внетелесного опыта (переживания) иногда воспринимается как отделение нашего Я от тела, довольно широко известно как "феномен двойника" или "билокация". Этот процесс, который может быть вызван и усилием воли, свидетельстует о независимости нашего Я от физического организма. Таким образом, "смерть", которой все так боятся, состоит лишь в окончательном отделении нашего Я от нашего тела. Иными словами, смерть, изменяя условия нашей жизни, отнюдь не изменяет нашу личность. Логично? Логично.
Этот свет и тот свет, потусторонний мир - это, в сущности, лишь вопрос частоты вибраций. Лишь вследствие ограниченности восприятия наших органов чувств оба эти мира кажутся нам радикально отделёнными один от другого. Тот свет начинается там, где наши органы чувств перестают доводить до нашего сознания впечатления. То есть, умершие (которых вообще-то следовало бы называть "перешедшими в мир иной") просто выходят за грань нашей способности к восприятию, обусловленной нашей телесной сущностью - и не более того!
Имеется достаточно отправных точек, указывающих на так называемое "преджизненное существование" человека или на то, что у него была "прошлая жизнь" т.е. на то, что мы уже существовали, прежде чем были рождены в этот мир. И, естественно, принесли с собой "оттуда" определённое направление нашей судьбы, что видно по линиям на ладонях, а также вытекает из нашего гороскопа. А это ведь, ко всему прочему, объясняет, почему у людей столь разные судьбы, часто кажущиеся им несправедливыми.
Переживания во время смерти и "прокрутка фильма жизни". В результате современных исследований смерти (т.н. танатологии) собраны, подвергнуты сравнению и оценке десятки тысяч свидетельств умирающих или людей, перенёсших клиническую смерть. Несмотря на вполне понятную субъективность подобных свидетельств, они на удивление точно совпадают в основных моментах. А это заставляет задуматься. Особенно примечателен "ретроспективный показ жизни" со всеми подробностями личной биографии, проходящий отчётливым лейтмотивом через все свидетельства подобного рода! А особенно примечательно это потому, что "ретроспективный показ" происходит благодаря необычайно мощному расширению сознания и сопровождается ясной, как вымытое стекло, этической оценкой каждой жизненной ситуации в отдельности! И всё это происходит вне какой бы то ни было зависимости от возраста человека, его пола, национальности, расы или мировоззрения. Такие состояния (переживания) могут быть вызваны в экспериментальном порядке - путём раздражения электричеством определённого отдела головного мозга в области правой височной доли или путём введения наркотического вещества кетамина.
Так как в природе нет ничего бессмысленного, то всё это явственно указывает на существование духовного мирового порядка. Мирового порядка, который определённо покоится на этических принципах. Никакого иного смысла в этом "ретроспективном показе" просто не может быть. Особенно если учесть, что качество нашей дальнейшей жизни в потустороннем мире несомненно зависит от качества нашей земной жизни. Иными словами: каждым днём, каждым часом нашей земной жизни мы - сознательно или бессознательно - подготавливаем, создаём наше будущее после могилы! Кто в состоянии это понять, тот да поймёт и - как умный человек - сделает для себя соответствующие выводы... А если мы кроме этого ещё и осознаем, что всё в природе одушевлено и находится в постоянном взаимодействии друг с другом, то нетрудно осознать и нашу - хотя бы частную, личную - ответственность за благополучие Матери Природы и всех её творений, да и вообще - ответственность за всё происходящее в мире!
Здесь-то и встречаются парапсихология и христианская мораль и теология. Хотя этика и не является ни целью, ни задачей парапсихологии, этические аспекты появляются в ней сами собой! Уже более ста лет учёные-парапсихологи пытаются привлечь внимание всех и каждого. Но - за немногими исключениями - у теологов и духовных пастырей мы натыкаемся на полную глухоту, на плотно заткнутые уши!
И это несмотря на то, что в Писании сказано: "... вам дано знать тайны Царствия Небесного..." (Мат. 13, 11), несмотря на то, что Иисус говорил: "Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить" (Иоан. 16, 12).
Они и сейчас, 2000 лет спустя, всё ещё не могут вместить! И не таких ли теологов и пастырей духовных (которым вообще-то следовало быть духовными вождями) метко припечатывают слова Христа о "слепых поводырях слепцов"? Но как раз они-то и отметают с порога всякое благоразумное знание о сущности человека! За 20 столетий они учение Христа, представляющее собой, в сущности, эмпирическую религию, обескровили, затолкали в безжизненные догматы веры и церковные правила. Они широко распахнули двери умертвляющему душу и дух материализму, и, наконец, многие из них сами утратили веру в то, что проповедуют. То, что я скажу далее, пусть зарубят себе на носу не только теологи и пастыри духовные, но и промышленные магнаты и финансовые олигархи, политики, преподаватели высших учебных заведений и "воспитатели народа", так называемые деятели культуры, а также заражённые материализмом средства массовой информации с их пропагандой секса и насилия. Короче, все те, кому нечего предложить кроме примитивного материализма:
Именно потому, что вы решительно отказываетесь принять к сведению новое представление о человеке и мире, на вашей совести, как и прежде, будет каждая новая война, каждая кровавая революция, каждое убийство и каждый акт насилия, каждое самоубийство и все прочие пакости, которые не произошли бы или произошли бы в гораздо менее ужасающих масштабах, чем есть на самом деле, если бы люди имели представление о картине мира, набросок которой я дал в этом докладе.
Мне не пристало выставлять оценки или формулировать обвинения; это можно со спокойной совестью предоставить высшим силам и законам. Моё дело - констатировать и показывать, где и в чём люди ведут себя неправильно. Может быть, это всё же подвигнет кого-либо из моих современников к тому, чтобы предпринять коррекцию курса своей жизни, коррекцию курса духовно-позитивного толка.
Я пережил две диктатуры с их жёстким подавлением всякой свободы мнений. В Третьем Рейхе публикация парапсихологической и эзотерической литературы - до полёта Рудольфа Гесса в Англию - ещё разрешалась. При коммунистических диктатурах такое просто невозможно. И вот теперь мы снова несёмся прямиком в диктатуру (единого) мнения, не осозновая этого, т.е., не замечая этого... Неужели и тут тот дьявольский "дух, что вечно отрицает", творит своё чёрное дело?
Тот факт, что из ошибок прошлого никто не извлекает никаких уроков, я склонен объяснить тем, что человечество поражено некоей, казалось бы, неистребимой бациллой. Латинское название сей бациллы есть "stultitia", сиречь глупость. Можно предположить, что бацилла эта появилась на свет ещё при сотворении человека, потому что, как сказал один шутник, "когда Бог создавал мозги, он не выдавал гарантии относительно их производительности".
Сейчас эта бацилла разрослась до размеров массовой эпидемии и достигла той стадии, когда уже можно впасть в отчаяние, если бы - благословен Господь! - не было заметно, что люди, в общем, постепенно просыпаются, очнувшись от долгого сна. Просыпаются в том смысле, что начинают всё более и более интересоваться эзотерикой. Правда, и в этом на удивление пёстром сонмище мировоззрений далеко не всё то золото, что блестит (об этом сказано в моей книге "Свет и тени эзотерики", издательство "Кнаур"), однако человеку ищущему там предлагается значительно более широкая картина мира, чем где бы то ни было. Иными словами, есть все основания надеяться, что, может быть, для грядущих за нами поколений сбудутся слова из "Фауста" Гёте: "И к новым берегам зовёт нас новый день!" На вопрос, сформулированный в заглавии моего Доклада, является ли потусторонний мир "лишь вопрос веры", я с полным основанием заявляю: вопросом веры это является лишь для людей, которые не знают ничего или знают мало.
Перевод Александра Косарева.